Что дороже в ремонте
Мне 35 лет. Живу в Санкт-Петербурге. В 2015 году купил 90-метровую трехкомнатную квартиру в новостройке в спальном районе. Квартиру застройщик сдал с предчистовой отделкой, впоследствии из нее была оставлена только стяжка пола. Ремонт начал в 2016 году, он длился около трех лет.
Через полгода после покупки жилья заказывал дизайн-проект всей квартиры кроме одной комнаты, так как на тот момент еще не понимал, что в ней будет. Время показало, что лучше всего превратить ее в кабинет.
Как нанимал рабочих
На протяжении ремонта очень вдохновлял дизайнер Миша Шапошников. Он тогда как раз поднимался. Под влиянием его роликов я перекроил спальню ближе к современному минимализму.
Дизайнеры предлагали свою бригаду рабочих за 1 280 000 Р под ключ без учета материалов. Но после собеседования с их прорабом пришлось идти искать рабочих своими силами, так как, на мой взгляд, цена не соответствовала качеству работ, которые они продемонстрировали на своих объектах.
После короткого поиска по альбому чертежей от дизайнеров я получил три сметы и встретился с прорабами. Суммы в сметах были 820 784 Р и 1 064 000 Р . После короткой беседы с каждым автором сметы я выбрал третью, так как там было упущено или скрыто наименьшее количество работ.
Как контролировал процессы
Черновые и чистовые работы приходилось тщательно контролировать и отбраковывать заведомо неоптимальные решения. Например, фильтры для воды изначально поставили 10SL, но они не позволяют производительно наполнять ванну и пришлось бы часто менять картриджи.
Керамогранит запилили под 45 на углах неровно, пришлось за свой счет покупать плитку и заставлять переделывать. Один из потолочных коробов покрасили ровно с пятой или шестой попытки — прожектор постоянно выявлял подтеки. Проводку на варочную хотели бросить 4 мм^2, хотя в квартире одна фаза. Не заложили проводку для электрокарнизов. Контроль требовал от меня постоянного погружения в рабочие процессы и присутствия на объекте по вечерам через день.
При изготовлении мебели под заказ требовалось постоянно корректировать чертежи и вносить изменения в конструкцию. Поэтому диван, к примеру, делали около полугода, а кровать восемь месяцев. В общем, если финансы позволяют, лучше заказывать готовое.
Во сколько мне обошелся ремонт
Дизайн-проект стоил 165 000 Р . Ремонт до состояния чистовой отделки занял около семи месяцев и обошелся примерно в 5 000 000 Р . Из них около 600 000 Р ушло на черновые материалы, 2 500 000 Р — на чистовые, 1 150 000 Р — на работы, 700 000 Р — на субподряды вроде замены окон, установки кондиционеров, входной двери, оформления перепланировки и т. д.
Кухня в современном стиле местного производства стоила около 650 000 Р за шкафчики, 287 000 Р — столешница с фартуком и подоконниками из кварцевого агломерата, 425 000 Р — за бытовую технику
Корпусная мебель в размер — ее заказывал, в основном, у местных подрядчиков. Примеры: 250 000 Р — тумба из массива ореха под ТВ, 120 000 Р — столик в спальню, 160 000 Р — прикроватные тумбы, 150 000 Р — полки для гардеробной, 112 000 Р — встроенный шкаф.
Столы обеденный и рабочий фирмы Cattelan Italia обошлись мне в 370 000 Р и 225 000 Р соответственно. Раздвижная перегородка Rimadesio для гардеробной — за 270 000 Р .
Мягкая мебель — реплики известных мировых брендов местного производства. Диван а-ля Epoque Ivonne 350 000 Р , кровать в шлифованной коже а-ля Minotti Lawrence за 430 000 рублей Р + матрас Magniflex Fresh Gel 200 x 230 см за 150 000 Р , шесть стульев а-ля Minotti Aston Dining за 370 000 Р , Aeron — 190 000 Р .
Всего ушло приблизительно 12 000 000 Р . При стоимости квартиры от застройщика чуть менее 10 000 000 Р . По состоянию на сегодня нужно все цены нужно умножать примерно на 1,7. Оплачивал все постепенно, поэтому ремонт занял примерно три года. Если бы заработки позволяли, можно было бы по срокам уложиться в два.
Что удалось лучше всего
Из решений по кухне больше всего нравится две посудомоечные машины. Это позволяет загружать их грязной посудой поочередно, не разбирая. И мусорный бак на 120 л. Круглый стол диаметром 158 см позволяет принимать до шести гостей, оставляя достаточно места для сервировки.
Нравится рабочий стол 200 x 90, стоящий по центру кабинета. С запасом хватает места для двух 32″ мониторов, за ним комфортно работается из дома. Кресло Aeron оказалось ровно таким удобным, как написано в отзывах. Теперь, иногда садясь в другие рабочие кресла, не понимаю, как вообще раньше мог ими пользоваться.
Рад, что установил кондиционеры, бризеры и увлажнители. Это позволяет круглый год поддерживать дома 23 градуса днем, 21 ночью при относительной влажности 40%. Мой нос мне признателен:)
Какие решения оказались неудачными
По уму надо было ставить полноценную систему приточно-вытяжной вентиляции, чтобы не бегать по дому с увлажнителями и доверить управление климатом автоматике.
В квартире очень не хватает второго кабинета для супруги. Ей я выделил балкон площадью 8 м², но, несмотря на наличие обогрева, вентиляции и проводного интернета, назвать его полноценным рабочим пространством нельзя.
Когда делал ремонт, решил сэкономить на шкафу в прихожей. Не нравится, как он выглядит, но поменять все руки не доходят.
Читатели делают ремонт. Воплощают интерьерные мечты и рассказывают, сколько это стоит
Ремонт жилья за год подорожал в Москве и стал дешевле в Санкт-Петербурге. Такие данные приводятся в «Индексе российского ремонта», который регулярно составляют агентства INFOLine и компании «Петрович».
По их подсчетам за прошлый год стоимость ремонта в Санкт-Петербурге снизилась на 1,3%. В Москве, напротив, она выросла на 8,2%.
Рост цен наблюдался только в первом квартале 2022 года. Со второго по четвертый квартал шло снижение стоимости стройматериалов на фоне падения покупательского спроса и снижения доли импортной продукции на рынке.
Кроме того, сказался эффект высокой базы предыдущего, 2021 года. Тогда, на фоне постковидного мирового кризиса ремонт подорожал на 25% в Санкт-Петербурге и почти на 15% в Москве.
В четвертом квартале высокую стоимость сохранили только дефицитные категории товаров: строительная химия, лакокрасочные материалы и электрика — сегменты, наиболее зависимые от импорта и ушедших с российского рынка крупных международных компаний.
В Санкт-Петербурге в октябре-декабре 2022 года ремонт подешевел на 3% по сравнению с предыдущим кварталом. В Москве за тот же период падение составило 3,9%. Разница в стоимости ремонта на квадратный метр жилья между двумя городами за 2022 год сократилась на 50% — до 674 руб. В Москве ремонт одного квадратного метра стоит 7529 рублей, в Северной столице — 8 203 рубля.
Наибольшая доля затрат в стоимости ремонта приходится на сухие строительные смеси (26% и 27% в Москве и Петербурге соответственно). На втором месте — напольное покрытие с долями в 19% и 17%. Далее следуют затраты на двери — 13% в обоих городах.
При составлении индекса учитывается более 140 позиций строительных и отделочных материалов, которые необходимы для проведения полного комплекса ремонта в типовой студии, одно- и двухкомнатной квартире. Итоговая стоимость ремонта включает необходимую номенклатуру расходных материалов для выполнения работ. В индекс не входят внутренние инженерные коммуникации, приборы индивидуального учета ресурсов, радиаторы отопления, окна, элементы благоустройства балконов, стоимость электроинструмента или его аренды, а также затраты на оплату труда строительно-ремонтных бригад.
По мнению многих, в условиях снижения курса рубля потерпевшему в ДТП выгоднее получить от страховой компании направление на ремонт, чем денежную выплату. Однако эксперты говорят, что такое решение вопроса не всегда можно однозначно назвать предпочтительным, а реализовать его на данный момент непросто. Что в действительности выгоднее сегодня, разбирались «Известия».
Без учета износа
По закону, при расчете размера денежного возмещения страховая компания может использовать стоимость деталей, подлежащих замене, учитывая их износ. То есть пострадавший в ДТП автовладелец получает на руки сумму, которой не хватит на покупку новых комплектующих. При этом станции технического обслуживания (СТО), куда страховщики направляют автомобили для восстановительного ремонта, также по действующему законодательству, обязаны использовать именно новые детали.
«При проведении восстановительного ремонта закон об ОСАГО предписывает использовать только новые запчасти. Там говорится, что использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, то есть деталей, узлов и агрегатов, не допускается», — поясняет «Известиям» ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
Лазейка в законе
Сами страховщики, как правило, предпочитают договариваться с потерпевшим о денежном возмещении. Но так происходит не всегда. Всё зависит от региона, страховщика, размера повреждений, возможности доставки запчастей и самого автомобиля к месту ремонта, уточняет Мацала. Бывают случаи, когда нечистые на руку страховщики вариант с ремонтом могут просто не предложить.
«По закону, если страховая компания не может организовать ремонт, она должна договориться с пострадавшим о размере возмещения и заключить соглашение. Но не все страховые компании так делают», — рассказывает руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети автосервисов Fit Service Алексей Поляков.
В форме заявления о страховой выплате содержатся реквизиты пострадавшей стороны, и страховая без соглашения и предупреждения может зачислить какую-то сумму на счет, посчитав, что в полной мере выполнила свои обязательства, объясняет Поляков.
По его словам, в случае несогласия с выплаченной суммой необходимо провести независимую экспертизу, а потом обратиться с мотивированной претензией в страховую компанию с требованием доплаты. При отказе надо обращаться к уполномоченному по защите прав потребителей и финансовых услуг. Если же и уполномоченный не поможет, то придется обращаться в суд.
Кроме того, с недавнего времени финомбудсмен учитывает позицию Верховного суда, позволяющую автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО в том случае, если страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Если просят доплатить
При выборе варианта с ремонтом автомобиля, нужно понимать, что страховая компания имеет право потребовать у пострадавшего доплату.
«Доплату нужно внести в том случае, когда лимита выплаты по ОСАГО не хватает на оплату стоимости ремонта, — сообщают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). — Однако потерпевший может не согласиться вносить такую доплату. Тогда направление на ремонт не выдается, а страховое возмещение осуществляется не в виде ремонта, а в денежной форме».
Новые, но не оригинальные
Следует понимать, что в СТО обязаны использовать новые детали, но при этом вправе выбирать производителя. То есть не стоит рассчитывать на то, что замененная запчасть будет оригинальной.
«Действующее законодательство не содержит обязательного условия использовать при проведении восстановительного ремонта в рамках закона об ОСАГО только оригинальные запасные части. Суды неоднократно подтверждали данную позицию», — пояснил Орест Мацала.
В РСА «Известиям» подтвердили, что они не могут требовать от СТО, чтобы ремонт выполнялся только определенными деталями от определенных производителей. При этом у СТО есть свои требования, например, от дистрибьюторов.
Цвет — субъективный фактор
Среди автосервисов, работающих со страховыми компаниями, встречаются и недобросовестные исполнители. Есть вероятность, что восстановительный ремонт будет выполнен не полностью или некачественно. На такой случай в законе прямо указано, что ответственность за нарушение обязательств автосервиса несет страховщик, выдавший направление на ремонт.
При этом оценить качество работ хозяин автомобиля сможет только по факту, когда автомобиль уже отремонтирован и его предлагают забрать. Если у владельца отсутствуют специальные познания, то можно заказать диагностику на авторизованной СТО или обратиться к эксперту-автотехнику, советует Мацала.
Доказать, что, например, кузовные детали покрашены не в тот цвет, достаточно сложно. По словам Алексея Полякова, уже есть прецеденты, когда суд оставался на стороне автосервиса, объявляя восприятие цветовых оттенков субъективным фактором. Некачественный ремонт каких-либо узлов и агрегатов доказать проще: на это есть технические регламенты Таможенного союза.
В любом случае при выявлении дефекта во время приемки отремонтированного автомобиля придется писать претензию в страховую компанию. Дальше будет действовать закон о защите прав потребителей в совокупности с законом об ОСАГО, добавляет Поляков.
Справочники устарели
Рассчитывая стоимость ремонта или денежного возмещения, страховые компании берут цены из справочника РСА. В союзе «Известиям» объяснили, что в 2022 году запланирована ежеквартальная актуализация этих данных.
В марте расчет ведется по январским ценам, которые формировались до обострения международной ситуации, и сегодня не соответствуют реальным. Это подтвердила «Известиям» менеджер по развитию «Ресо-Гарантия» Елена Копышева. Денег, выделенных страховой компанией на ремонт автомобиля, скорее всего, не хватит.
В планах Госдумы ввести уголовную ответственность за управление автомобилем без водительского удостоверения
«Не все цены из справочника РСА соответствуют реальным ценам. Всё зависит от конкретного автомобиля — марки, модели, года. По некоторым автомобилям, особенно автомобилям из сегмента масс-маркета, цены на запчасти занижены. Сейчас размер выплаты в среднем по таким авто не превышает 60% от реального ущерба», — делится подробностями Поляков.
«Не смогут организовать ремонт»
Из-за нарушенных логистических цепочек могут возникнуть проблемы со своевременной доставкой запчастей, и ремонт сильно затянется. Всё это в целом сильно влияет на желание и возможности автосервисов работать со страховщиками.
«По единой методике расчетов (ЕМР), страховая компания должна организовать ремонт в течение 30 дней новыми запчастями. В свете последних событий, думаю, что страховые компании не смогут организовать ремонт ни на каких СТО», — комментирует Алексей Поляков.
Как объяснил Поляков, поскольку автосервис — это самостоятельная организация, она может отказать в ремонте. К тому же надо понимать, что в рамках бюджетов, которые может предположить страховая компания по справочнику сегодня, просто нельзя осуществить ремонт.
В страховых компаниях подтверждают такое положение дел на сегодняшний день.
«СТО действительно сейчас будут чаще обычного отказываться принимать машины в ремонт, — сообщает Елена Копышева. — Их пугает огромная разница в курсах валют, а также задержки на неизвестный срок в поставках».
При этом в договоре страховой компании с партнерским сервисом предусмотрены сроки проведения ремонта. При их нарушении автосервису придется платить неустойку, добавляет она.
Вторичная недвижимость привлекает своей доступной ценой. Но если посчитать все дополнительные расходы, которые требуют квартиры такого типа, то стоимость перестанет казаться такой привлекательной… Чего только стоит ремонт — он может быть значительно дороже отделки квартиры в новостройке. И этому есть как минимум 3 объяснения.
В новостройках приступать к ремонту можно сразу после приемки квартиры: все поверхности уже готовы к отделке, а основные коммуникации проведены согласно плану. С вторичкой дела обстоят иначе. Прежде чем начать ремонт тут, придется:
- Снять старые отделочные материалы;
- Демонтировать конструкции, оставшиеся от прежних хозяев;
- Вынести всю мебель, конструкции, старые системы.
Самостоятельно провести такие работы выйдет вряд ли. Обычно их выполняют те же специалисты, которые занимаются непосредственно ремонтом. Оплачивается демонтаж, естественно, отдельно.
2. Замена коммуникаций и систем
Квартиры в новых ЖК сразу оснащаются качественными современными коммуникациями. Покупателям вторичной недвижимости, как правило, приходится менять трубы, проводку, сантехнику самостоятельно. Такие работы в обязательном порядке должны быть согласованы с управляющей компанией, а в некоторых случаях — еще и с соседями.
Также менять придется окна и двери. В большинстве случаев такие системы меняются вместе с коробками, т.к. срок эксплуатации последних также ограничен. При этом кроме самой замены окон и дверей, важно выполнить качественную очистку проемов, чтобы не допустить размножение в них грибка.
Отделочные материалы, оставшиеся после демонтажа и замены коммуникаций, нельзя оставить возле бытового мусорного бака. Утилизировать их необходимо как строительные отходы. Вывоз такого мусора выполняется соответствующей бригадой. Услуга не самая дорогая — около 5-10 тыс. руб. в зависимости от объемов стройматериалов. Но еще одну графу расходов в конечную смету она прибавляет.
Конечно, ремонт во вторичке может быть разным. Кто-то въезжает в квартиру сразу после покупки и ремонтирует все постепенно. Кто-то — сразу вкладывает дополнительный миллион на ремонт. В любом случае ремонтных работ во вторичке больше, чем в новой квартире. Это важно учитывать при выборе типа недвижимости.
Стоит ли «индивидуальный пошив» в оформлении интерьера потраченных нервов и денег
Первый ремонт, как первая любовь: много мечтаешь, а по факту больше страдаешь… Страдаешь по банальной причине: времени и денег тратишь в разы больше, чем рассчитывал.
Сколько стоит индивидуальность
Почему же люди предпочитают «страдать»? Одни хотят проявить собственную индивидуальность, других не устраивают существующие планировки. И далеко не всегда это две стороны одной медали. Моя подруга Тоня сравнивала жилье с ремонтом и без в новостройке комфорт-класса в ВАО. В качестве отделки не сомневалась, жалоб на форумах не нашла, да и компания строила в основном комплексы бизнес-класса, что вселяло уверенность.
«Если бы хватало на двушку или трешку, я бы не заморачивалась, взяла с отделкой. Но я купила 39 “квадратов” под сдачу, взяла черновой вариант, чтобы довести до ума планировку», – рассказывает Тоня. Неудачные планировки – основная причина, толкающая покупателей на приобретение жилья без ремонта. «Иногда люди отказываются от покупки квартиры, узнав, что в предложении с отделкой стенку не сдвинуть, а вместо ванной душ не поставить», – рассказывает дизайнер Екатерина Семихатова, основатель бюро People2People.
Но за индивидуальный пошив нужно платить. По крайней мере, у Тони сэкономить не получилось. Разница для ее квартиры с отделкой и без составляет порядка 800 тыс. рублей. Моя подруга надеется уложиться хотя бы в 1 млн рублей. Но сильно в этом сомневается, ведь только на зарплату рабочим уже ушло 450 тыс. рублей, а ремонт еще не закончен.
А если бы Тоня работала с дизайнером, то к итоговой сумме пришлось бы прибавить еще 10-15%. Например, в прошлом году бюро People2People сделало интерьер под ключ в 45-метровой квартире – как заметила Екатерина Семихатова: «симпатично, но не дорого», – уложились в 1,2 млн рублей.
Можно, конечно, отправиться на поиски остатков и суперскидок, но сэкономить все равно реально только на финишной отделке, считает Екатерина Семихатова. «Мой личный рекорд прошлого года для однокомнатной квартиры – ламинат, плитка, обои и двери за 68 тыс. рублей», – рассказывает она. Как правило, эти расходы не составляют даже десятой доли бюджета ремонта.
В 2020 году появилась еще одна проблема – строительные бригады. Строители разъехались из-за пандемии, а у тех, кто остался, ценник вырост в 1,5-2 раза. Да и найти хороших строителей сегодня не просто. В итоге полная палитра «страданий».
Умные выбирают с отделкой
Те, кто умеют считать деньги, предпочитают покупать квартиры с готовым ремонтом. «На первичном рынке квартиры с отделкой уже получили массовое распространение», – говорит Роман Родионцев, директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet. В массовом сегменте, по данным агентства недвижимости «Метриум», без готовой отделки продается всего лишь 27,8% жилья.
При этом сами застройщики не зарабатывают на отделке, а делают ее с минимальной маржинальностью. На рынке новостроек предложение давно превышает спрос, и покупатели диктуют свои правила. И отделка для застройщиков – серьезное конкурентное преимущество. Инструмент работает. За последние пять лет на рынке первичной недвижимости Москвы, по данным «НДВ-Супермаркет Недвижимости», доля проданных квартир с ремонтом в новостройках выросла более чем в 3 раза. Давайте рассмотрим стоимость отделки на конкретном примере.
В жилом комплексе «Настроение» (фото выше), который группа компаний ФСК возводит в районе Ростокино, квартиру без ремонта площадью 41 кв. метр можно купить за 9,8 млн рублей. Аналогичный метраж в базовой отделке обойдется в 10,6 млн рублей. Получается, что стоимость ремонта с сантехникой и дверьми составляет 800 тыс. рублей. При этом квартиры с отделкой ФСК предлагает не во всех четырех корпусах «Настроения», а только в двух: секция в первой очереди и секция во второй. Поэтому если кто-то хочет «пострадать», то поле для творчества найдется без проблем.
Но мы попросили просчитать ремонт, который предлагает застройщик, бюро People2People. Стоимость материалов черновых работ – а это возведение стен, выравнивание всех поверхностей, стяжка, простая отделка (ламинат в жилой комнате, керамогранит, отечественная плитка в санузлах, болгарская сантехника, обои под покраску, натяжные потолки) – обойдется для 41-метровой «однушки» примерно в 500 тыс. Плюс сами работы – по 10 тыс. рублей за кв. метр (410 тыс. рублей). Не забудьте накинуть 50 тыс. за вывоз мусора. Вот уже 960 тыс., а опыт показывает, что лучше добавить 5% на непредвиденные расходы. Вот уже и миллион при наилучшем раскладе. Потраченное время и нервы мы в этой калькуляции не учитываем: и то, и другое – бесценно.
При этом застройщик предлагают восемь интерьерных решений. Выбрать можно не только цвет, но и качество материалов. Если рассмотреть «улучшенный стиль», то в ванной будет модная плитка «кабанчик», на полу – не ламинат, а паркетная доска, сантехника не болгарская, а итальянская, двери – шпонированные. Такой «бизнес»-вариант в доме комфорт-класса стоит 11,3 млн рублей.
Себе дешевле: на чем экономят застройщики
Как застройщикам удается делать ремонт дешевле, чем частным клиентам и даже специализированным компаниям? Да просто никто не закупает в таких объемах строительные и отделочные материалы, которые оптом стоят минимум на 20% дешевле, чем в розницу, уточняют в ФСК.
Выгода будет еще и в том случае, если ремонт вы делаете на кредитные средства. При покупке квартиры с отделкой все ваши расходы фактически «вшиты» в ипотечный кредит, а ставка по нему значительно ниже, чем у потребительского: льготные 6% против средних 9-13%. Конечно, нельзя скидывать со счетов удовольствие от самостоятельно проделанной работы. Но перевесит ли полученное удовольствие потраченных нервов и денег, каждый должен решить самостоятельно.
Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил увеличить максимальный срок ремонта автомобиля по ОСАГО с 30 до 60 дней, легализовать использование бывших в употреблении запчастей и временно ввести мораторий на штрафы, которые грозят страховщикам за не вовремя отремонтированное авто. Также в ведомстве считают, что если автосервис не может получить запчасти в установленный законом срок, то страховщикам надо дать возможность не чинить машину, а компенсировать ее ремонт деньгами. Попробуем разобраться, чем эти предложения грозят автовладельцам.
Секонд-хенд для «ласточки»
Что бы ни говорили, но сегодня «железный конь» из средства передвижения все больше становится роскошью. Посудите сами: «овес» дорожает с завидным постоянством, запчасти тоже. А тут еще из‑за дефицита комплектующих стал пробуксовывать ремонт по ОСАГО, и страховщики перешли на возмещение ущерба деньгами.
Почему? По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Александра Баклушина, ответ прост: из‑за санкций нарушились все логистические цепочки поставок запчастей. Следовательно, у автосервисов нет возможности организовать ремонт в установленные законом сроки. А они достаточно сжатые — машину необходимо починить в течение 30 календарных дней. Не уложился — получай штраф в размере 50 % от суммы ремонта плюс пени за день просрочки.
Некоторые СТО, конечно, идут на хитрости и предлагают своим клиентам соглашаться на секонд-хенд, то есть на запчасти б/у. И есть автовладельцы, которые против этого не возражают. Ведь, ждать, когда придут новые детали, не каждый может.
Но тут есть один нюанс. По сути, такие сделки не совсем законны. Чтобы как‑то ввести их в правовое русло, РСА и предложил легализовать использование бывших в употреблении запчастей.
В принципе все логично. Рынок использованных запчастей процветает достаточно давно, и если запчасть сертифицирована, то почему бы ее не использовать вторично? Ведь, как говорят эксперты, часто при ремонтах после ДТП речь идет не о замене сложных механизмов, а о кузовных частях — крыльях, капотах, багажниках. То есть о том, что не влияет на безопасность движения.
Тем более что б/у запчасти бывают даже более надежны, чем, например, китайские аналоги оригинальных элементов. В России немало праворульных авто — найти оригинальные запчасти на такие практически невозможно. Поэтому все их ремонтируют с использованием б/у элементов.
Инициативу РСА с радостью поддержал Союз автосервисов. Однако Центральный банк, который является регулятором страхового рынка, выступил категорически против. И его тоже можно понять.
Критериев качества для б/у запчастей нет. Поэтому для точной диагностики каждой нужно проведение отдельной экспертизы, что в принципе невозможно.
«Ремонт с использованием ненадежной детали может привести к трагедии на дороге, причем не только с отремонтированным автомобилем, но и с другими участниками дорожного движения», — отметили в ведомстве.
И еще один момент, который не стоит сбрасывать со счетов. Предположим, ЦБ даст добро на использование автомастерскими секонд-хенда. Где они будут брать эти бэушные части? Ведь вряд ли кто‑то при нынешней цене на автомобили добровольно отдаст свою «ласточку» на «органы». Остается одно — угоны под заказ. Чего и опасаются эксперты.
Водитель на распутье
Возможно, ЦБ пойдет на изменение страховых тарифов и условий урегулирования убытков. Сейчас лимит на автомобиль установлен на уровне 400 тыс. рублей. Но в текущих реалиях он потерял свою актуальность: на дорогих иномарках сегодня столько может стоить замена фары.
Будут ли поднимать лимит — большой вопрос. Так что сегодня у автовладельцев выбор невелик: либо получить деньги и самому чинить свою машину, либо загнать автомобиль на СТО.
Предположим, водитель выберет первый вариант и захочет получить наличные. Тогда он должен учесть следующий момент: страховая компания рассчитывает стоимость ремонта или денежного возмещения исключительно по ценам деталей, указанным в справочнике РСА. А они там далеки от реальных. Плюс при выплате страховщик учтет и износ деталей транспортного средства, что не делается при ремонте. Так что, скорее всего, владельцу «пожилой» машины не выплатят и половины стоимости ремонта. А у нас автопарк в стране в среднем старше 14 лет.
Что будут делать в этом случае потерпевшие водители, догадаться несложно — заваливать суды исковыми заявлениями с требованием довзыскать оставшуюся сумму, которая требуется для ремонта поврежденного авто, с виновника аварии.
Если автовладелец выберет второй вариант и воспользуется своим законным правом починить машину по полису ОСАГО, тогда ему придется набраться терпения и ждать, когда на складе появятся оригинальные запчасти. Причем не факт, что за восстановление авто не придется доплатить. Потому что в рамках бюджетов, которые может сегодня предложить по справочнику страховая компания, качественный ремонт просто нельзя осуществить.
Объясним почему. В том же справочнике РСА указаны цены как на оригинальные детали, так и на неоригинальные. Первые всегда были значительно дороже. А сегодня некоторые автопроизводители и вовсе задрали их стоимость до небес. Что, соответственно, привело к существенному взвинчиванию средних цен.
Чтобы этого избежать, Банк России предложил вообще убрать из расчета цены на оригинальные запчасти автопроизводителей из недружественных стран. По мнению экспертов ведомства, это позволит существенно снизить цены на ремонт. Только один вопрос: захочет ли владелец машины вместо оригинальной детали получить пусть новую, но «копийную»?
Короче, нам, автолюбителям, пока остается одно: либо на СТО завести знакомство с мастером на все руки, либо вспомнить советское время и научиться самим ремонтировать и обслуживать семейное авто. Наверняка дешевле выйдет.
Между тем
Актуальные цены на запчасти, сформированные в условиях международных санкций, отражены в новых справочниках, которые сейчас проходят процедуру общественного обсуждения. Планируется, что ориентироваться на них страховщики начнут уже в середине июня. Ожидается, что после этого средняя выплата заметно увеличится. Правда… в результате вырастет и стоимость полиса ОСАГО. На сколько? Даже сложно предположить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7183) от 06.06.2022 под заголовком «Ремонт дороже денег».